Самые высокие темпы с января по октябрь продемонстрировали: Екатеринбург (в 14 раз), Краснодар (в 17 раз), Казань, Пермь, Саратов и Красноярск (в 10 раз). Предложения по продаже готового автосервисного бизнеса активно искали в Санкт-Петербурге (рост в 9,6 раза), Тюмени и Ижевске (в 9 раз), Новосибирске (в 8,5 раза).
Рост спроса на услуги ремонта и отсутствие формальных ограничений на работу с запчастями, поставляемыми по схеме параллельного импорта, делает покупку готового бизнеса по обслуживанию машин перспективным направлением с быстрой окупаемостью, отмечает Илья Дудковский из «Авито».
В «Автостате» подсчитали, что в 2022 году владельцы гарантийных автомобилей стали реже обращаться к официальным дилерам – 77,3% опрошенных автовладельцев против 87,1% по данным предыдущего опроса в 2018 году. К помощи независимых СТО они стали прибегать чаще – 11% и 6,8% соответственно. Глава сервисного направления Fresh Auto Илья Иванский уверен, что в 2023 году спрос и на услуги сервиса у официальных дилеров вырастет на 15–30% в силу общего расширения рынка: владельцы не захотят продавать автомобили в условиях дефицита и взлета цен.
Директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов уточняет, что официальные дилеры, продающие автомобили в 2022 году – китайские и отечественные, – увидят рост трафика, тогда как по ушедшим из России брендам, скорее всего, интерес спадет.
– У клиентов нет возможности заменить автомобиль, поэтому они стараются поддерживать авто в рабочем состоянии. Число же направлений на ремонт по каско и ОСАГО меньше, чем в 2021 году, примерно на 10–15%.
Основные причины – «вымывание» парка новых автомобилей, снижение количества пролонгаций полиса, – говорит Тимашов. В течение года были периоды умеренного (например, в августе) и активного трафика (в июне-июле и октябре), говорит заместитель гендиректора по сервису «Авилона» Алексей Гуляев.
– Колебания спроса на сервисные услуги можно объяснить сложившимся дефицитом запчастей. Автовладельцы следят за наличием и поставками комплектующих и планируют исходя из этого те или иные несрочные работы, – поясняет он, добавляя, что параллельный импорт в целом помогает решать вопрос с наличием запчастей и комплектующих.
Специализированные сервисы предлагают клиенту более широкие возможности для ремонта автомобиля, по согласованию с клиентом используют аналоговые или б/у запчасти. Срок ремонта у них меньше, чем у официального дилера, отмечает директор департамента урегулирования убытков компании «Абсолют Страхование» Игорь Люкин. По его словам, доля клиентов, готовых ремонтироваться на специализированном сервисе, увеличилась до 60%.
У «Абсолют Страхования» доля выплат в денежной форме выросла до 20%.
Директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев констатирует, что доля денежного возмещения по каско по сравнению с прошлым годом выросла с 1% до 11%.
В «Совкомбанк Страховании» отмечают, что в основном юридические лица обращаются в мультибрендовые СТО – в том числе из-за скорости ремонта. Но в последнее время, уточняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, идет снижение количества отказов от дилеров и снижение доли калькуляций по мере развития параллельного импорта.
Напомним, стоимость даже российских автокомплектующих в марте-апреле 2022 года выросла в 2 раза. LR
Подробнее: