Одним из наиболее растущих сегментов IT-рынка в России остается электронный документооборот (ЭДО), пишет «Коммерсантъ». Он начал свое развитие в стране фактически с 2010 года, резко пошел в рост в период пандемии в 2020 году и сейчас переживает очередную волну успеха, в том числе в связи с уходом с отечественного рынка зарубежных вендоров. По экспертным оценкам, рынок ЭДО ежегодно растет на 20-30%.
– Темп, взятый в 2021-2022 годах, сохранился и в 2022-2023 годах. Количество отправляемых документов выросло на 30%, количество отправителей – на 21%, получателей – на 22%. Также мы видим рост интенсивности документооборота. Но самый значительный рост – в количестве связей. Это командная игра, поэтому важнее всего – сколько пар «отправитель-получатель». Их стало больше на 50%, – озвучил предварительные итоги руководитель проекта «Диадок» «СКБ Контур» Сергей Казаков.
При этом рост количества подключающихся к ЭДО обеспечивается за счет малого бизнеса, то есть ЭДО становится понятным инструментом для решения задач у самых мелких предпринимателей, добавил эксперт.
По словам директора по развитию СЭД «Тезис» компании Haulmont Ильи Зайчикова, у «Тезиса» оборот в 2023 году вырос на 51% по отношению к 2022 году. В частности, лицензионная выручка увеличилась на 83%, общая выручка – на 40%. В значительной степени рост обусловлен импортозамещением, считает эксперт. Клиенты переходят с западных систем по завершении лицензий или прекращении поддержки. – Вторая причина – использование российской системы электронного документооборота, написанной под продукты Microsoft, уход которой вынуждает заказчиков искать новые кроссплатформенные продукты, – заявил эксперт. Рост систем электронного документооборота не привязан к ситуации по юридически значимому ЭДО, но его наличие упрощает заказчикам переход на полную цифровизацию и, как следствие, приводит к росту и внешнего сегмента, считает Илья Заячиков.
Тренд на рост рынка отмечает и главный редактор TAdviser Александр Левашов. Рост продолжится, считает эксперт, поскольку, с одной стороны, «продолжается импортозамещение из-за ухода западных вендоров, с другой – идет цифровизация, даже если кто-то не хочет переходить на ЭДО, его вынуждают контрагенты, которые уже перешли». Кроме того, развиваются функциональные возможности систем, что также ведет к росту спроса, пояснил Александр Левашов.
Однако полный переход на ЭДО случится еще не скоро, полагает Сергей Казаков. По подсчетам ФНС, в России сейчас более 15 млрд B2B-документов (корпоративных). Значит, мы еще в начале пути, считает эксперт. – Рынок развивается неравномерно. Например, за первый квартал 2024 года 50% универсальных передаточных документов стали обращаться в электронном виде. Они за три-пять лет полностью оцифруются, – прогнозирует эксперт. – Но это только один тип документов, а есть множество тех, что только начинают процесс цифровизации. Полный переход на цифру главным образом зависит от законодательства, добавляет Александр Левашов. – Пока бизнес обязан дублировать многие документы на бумаге. Когда технологии проникнут максимально глубоко, из законодательства постепенно пропадут эти требования – и переход завершится, – резюмировал эксперт.
Напомним, в июне 2024 года FESCO передала в госсистему Минтранса первый электронный морской перевозочный документ. LR
Подробнее:
– Темп, взятый в 2021-2022 годах, сохранился и в 2022-2023 годах. Количество отправляемых документов выросло на 30%, количество отправителей – на 21%, получателей – на 22%. Также мы видим рост интенсивности документооборота. Но самый значительный рост – в количестве связей. Это командная игра, поэтому важнее всего – сколько пар «отправитель-получатель». Их стало больше на 50%, – озвучил предварительные итоги руководитель проекта «Диадок» «СКБ Контур» Сергей Казаков.
При этом рост количества подключающихся к ЭДО обеспечивается за счет малого бизнеса, то есть ЭДО становится понятным инструментом для решения задач у самых мелких предпринимателей, добавил эксперт.
По словам директора по развитию СЭД «Тезис» компании Haulmont Ильи Зайчикова, у «Тезиса» оборот в 2023 году вырос на 51% по отношению к 2022 году. В частности, лицензионная выручка увеличилась на 83%, общая выручка – на 40%. В значительной степени рост обусловлен импортозамещением, считает эксперт. Клиенты переходят с западных систем по завершении лицензий или прекращении поддержки. – Вторая причина – использование российской системы электронного документооборота, написанной под продукты Microsoft, уход которой вынуждает заказчиков искать новые кроссплатформенные продукты, – заявил эксперт. Рост систем электронного документооборота не привязан к ситуации по юридически значимому ЭДО, но его наличие упрощает заказчикам переход на полную цифровизацию и, как следствие, приводит к росту и внешнего сегмента, считает Илья Заячиков.
Тренд на рост рынка отмечает и главный редактор TAdviser Александр Левашов. Рост продолжится, считает эксперт, поскольку, с одной стороны, «продолжается импортозамещение из-за ухода западных вендоров, с другой – идет цифровизация, даже если кто-то не хочет переходить на ЭДО, его вынуждают контрагенты, которые уже перешли». Кроме того, развиваются функциональные возможности систем, что также ведет к росту спроса, пояснил Александр Левашов.
Однако полный переход на ЭДО случится еще не скоро, полагает Сергей Казаков. По подсчетам ФНС, в России сейчас более 15 млрд B2B-документов (корпоративных). Значит, мы еще в начале пути, считает эксперт. – Рынок развивается неравномерно. Например, за первый квартал 2024 года 50% универсальных передаточных документов стали обращаться в электронном виде. Они за три-пять лет полностью оцифруются, – прогнозирует эксперт. – Но это только один тип документов, а есть множество тех, что только начинают процесс цифровизации. Полный переход на цифру главным образом зависит от законодательства, добавляет Александр Левашов. – Пока бизнес обязан дублировать многие документы на бумаге. Когда технологии проникнут максимально глубоко, из законодательства постепенно пропадут эти требования – и переход завершится, – резюмировал эксперт.
Напомним, в июне 2024 года FESCO передала в госсистему Минтранса первый электронный морской перевозочный документ. LR
Подробнее: