В России из-за санкций и ухода западных производителей образовался дефицит транспондеров (устройств для списания денег со счета пользователя платных дорог), следует из отчета Счетной палаты по результатам проверки расходования средств на строительство автодорог, входящих в маршрут «Европа – Западный Китай». Переход на отечественные устройства допустим, но они будут «более дорогостоящими», отметили аудиторы, сообщает Forbes.
Применяемые в России системы для считывания транспондеров основаны на европейских стандартах (технология DSRC, выделенная связь ближнего действия) и оборудовании. Но «в связи с введенными санкциями поставки транспондеров и антенн DSRC в Россию были приостановлены, а некоторые европейские производители «отказались от заключения новых контрактов». В результате в августе 2022 года запасы транспондеров на складах были исчерпаны. В сентябре «Автодору» удалось получить часть новых устройств по действующим договорам с европейскими партнерами, но этого хватит до апреля в режиме минимального удовлетворения спроса.
Сейчас в обороте находится 3,5 млн устройств и спрос на них растет. Представитель «Автодора» сообщил «Коммерсанту», что в конце года откроется движение по всей трассе М-12 и 70% ее пользователей понадобятся транспондеры. Если в среднем в месяц продается 15 0000 устройств, то весной и летом спрос вырастает в 3-5 раз, прогнозируют в компании. Отечественный транспондер T-pass в официальном магазине «Автодора» стоит 3-3,5 тыс. рублей, на маркетплейсах («Яндекс.Маркет», Ozon) цена достигает 5 тыс. рублей, что сопоставимо с зарубежными аналогами. «Автодор» временно ограничил продажу транспондеров, которые можно приобрести в центрах обслуживания ООО «Автодор-Платные дороги» («дочка» госкомпании), интернет-магазине или на сайтах некоторых «сетевых партнеров».
В Северо-Западной концессионной компании (СЗКК, оператор подмосковного участка трассы М-11) признались, что обладают запасами транспондеров на год и занимаются поиском новых поставщиков. «РД Групп» из Санкт-Петербурга получила грант Агентства по технологическому развитию по созданию отечественной микросхемы ASIC (центральная часть европейского транспондера), но появится она не раньше 2024 года.
Четыре компании приступили к разработке устройства с помощью гибридной технологии (на существующих микросхемах), которая «является более дорогостоящей относительно применения технологии ASIC, но допустима на переходный период».
Массовое производство отечественных транспондеров на гибридной технологии ожидается в апреле-мае 2023 года.
Напомним, со 2 января 2023 года Московский скоростной диаметр стал первой платной трассой в столице. За ее использование владельцев транспортных средств, зарегистрированных за пределами столичного региона, обяжут платить по 950 рублей. LR