Новости

Операторы просят возмещения за вагоны, которые уже не вернуть

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) обратился в Минтранс с просьбой подготовить проект постановления для компенсации операторам подвижного состава убытков из-за. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в одной из операторских компаний и еще двух владельцев подвижного состава.

На долю членов СОЖТа приходится более 70% парка грузовых вагонов, зарегистрированных в России. Общее количество подвижного состава российских ж/д операторов составляет около 1,2 млн единиц. На Украине и в Финляндии задержано немногим более 1% от общего парка грузовых вагонов РФ.

В марте президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о принудительном изъятии собственности РФ и ее резидентов без какой-либо компенсации стоимости имущества. Тогда же Украинская железная дорога («Укрзализныця») сообщила о намерении задержать находящиеся на территории страны грузовые вагоны из России.

Экспроприированные вагоны в основном принадлежат крупнейшим операторам подвижного состава и лизинговым компаниям: «Государственной транспортной лизинговой компании», «Новотрансу», «Евросибу», а также входящим в группу Globaltrans «Новой перевозочной компании» и «Балттранссервису».

В июне Финляндия арестовала почти тысячу единиц подвижного состава, которые принадлежат российским компаниям из санкционного списка Евросоюза. Об этом сообщало агентство Reuters со ссылкой на финского железнодорожного оператора VR Transpoint.

Как сказал один из источников издания, операторы решили востребовать компенсацию после решения российского правительства возместить потери собственникам грузовиков, арестованных на Украине.

В октябре Правительство РФ решило выделить 1,64 млрд руб. автомобильным перевозчикам, работающим на международных маршрутах, в качестве компенсаций за незаконно изъятые транспортные средства. Всего на территории Украины конфискованы или до сих пор задержаны 139 российских грузовиков и 128 полуприцепов. Субсидии автоперевозчикам предоставляются в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы».

Операторы исходят из средней стоимости вагона в 2 млн руб., отметил зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. Новый или выпущенный недавно грузовой вагон стоит около 4 млн руб., бывший в употреблении подвижной состав – от 1 млн до 2 млн руб. в зависимости от состояния и срока эксплуатации.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников полагает, что дефицита вагонов на сети в России сейчас нет, поэтому денежная компенсация операторам не столь необходима. Вероятность предоставления денежной компенсации в текущем году оценивается им невысоко, так как средства на это не заложены в бюджете.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что собственникам вагонного парка, как и владельцам автомобилей, может быть оказана помощь. Скорее всего часть компенсируют деньгами, а другую – в форме различных льгот и скидок.

Напомним, в марте 2022 года финская государственная железнодорожная компания VR остановила в разных городах страны сотни товарных вагонов из России из-за подозрений, что в них могут везти попавший под санкции ЕС груз. LR

Подробнее:
Новости отрасли