Со вступлением в силу 1 сентября 2024 года Правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД нефтепродукты потеряют приоритет при перевозках, пишет «РБК». В связи с этим отрасль прорабатывает возможные логистические риски при доставке таких грузов по железной дороге.
ПНД «в целом» соответствуют временным правилам определения очередности грузов, пояснили «РБК» в пресс-службе РЖД. Однако сохранение третьей очереди для нефтепродуктов не предусмотрено документом. – В зависимости от того, какая после вступления ПНД в силу будет отправка – субсидируемая, внутренняя или экспортная, – она будет размещаться начиная с шестой очереди и ниже, – уточнили в РЖД. В третьей очереди перевозятся грузы по отдельным распоряжениям президента, на нефтепродукты при повышении их приоритета весной 2024 года такого документа не было.
По словам представителя РЖД, при значительном объеме предъявляемых к транспортировке грузов из более высоких очередей (1-5) возможны ограничения отправки нефтепродуктов. Оценить конкретные объемы этих ограничений сейчас сложно.
По мнению Максима Худалова, главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс», при снижении приоритета на Дальнем Востоке возможны «перебои» с доставкой топлива. Мощностей, действующих в регионе нефтеперерабатывающих заводов, может не хватить для удовлетворения спроса на нефтепродукты. В этой связи смена приоритета перевозки нефтяных грузов может стать неприятным сюрпризом для автомобилистов и АЗС, не исключает эксперт. Либо, полагает он, последним придется заранее планировать загрузку мощностей и, соответственно, «морозить» значительные финансовые ресурсы (по действующим ставкам) для обеспечения запаса топлива для потребителей.
Поставки нефтепродуктов на экспорт в восточном направлении могут сократиться с учетом того, что грузоотправители, расположенные западнее, в условиях высокой загрузки инфраструктуры, замедления работы сети и необходимости выполнения соглашений РЖД на вывоз угля, обеспечения внутренних поставок не смогут отправить свой груз, рассуждает руководитель аналитических проектов Rollingstock Agency Александр Слободяник. По его данным, в 2023 году в направлении Приморского и Хабаровского края экспортировано 7,1 млн тонн, из которых 40% отправлено из Хабаровского края (-17,9% к уровню 2022 года), а 38% (+4,6%) и 16% (+34,1%) – из Иркутской области и Красноярского края соответственно. – Теоретически эти, расположенные западнее, субъекты могут быть в группе риска, – заключил эксперт.
Напомним, в грузопотоке на железнодорожной инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью продолжат доминировать грузы, перевозимые по отдельным указам. Новую версию правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта утвердили постановлением правительства 27 мая 2024 года. LR
Подробнее:
ПНД «в целом» соответствуют временным правилам определения очередности грузов, пояснили «РБК» в пресс-службе РЖД. Однако сохранение третьей очереди для нефтепродуктов не предусмотрено документом. – В зависимости от того, какая после вступления ПНД в силу будет отправка – субсидируемая, внутренняя или экспортная, – она будет размещаться начиная с шестой очереди и ниже, – уточнили в РЖД. В третьей очереди перевозятся грузы по отдельным распоряжениям президента, на нефтепродукты при повышении их приоритета весной 2024 года такого документа не было.
По словам представителя РЖД, при значительном объеме предъявляемых к транспортировке грузов из более высоких очередей (1-5) возможны ограничения отправки нефтепродуктов. Оценить конкретные объемы этих ограничений сейчас сложно.
По мнению Максима Худалова, главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс», при снижении приоритета на Дальнем Востоке возможны «перебои» с доставкой топлива. Мощностей, действующих в регионе нефтеперерабатывающих заводов, может не хватить для удовлетворения спроса на нефтепродукты. В этой связи смена приоритета перевозки нефтяных грузов может стать неприятным сюрпризом для автомобилистов и АЗС, не исключает эксперт. Либо, полагает он, последним придется заранее планировать загрузку мощностей и, соответственно, «морозить» значительные финансовые ресурсы (по действующим ставкам) для обеспечения запаса топлива для потребителей.
Поставки нефтепродуктов на экспорт в восточном направлении могут сократиться с учетом того, что грузоотправители, расположенные западнее, в условиях высокой загрузки инфраструктуры, замедления работы сети и необходимости выполнения соглашений РЖД на вывоз угля, обеспечения внутренних поставок не смогут отправить свой груз, рассуждает руководитель аналитических проектов Rollingstock Agency Александр Слободяник. По его данным, в 2023 году в направлении Приморского и Хабаровского края экспортировано 7,1 млн тонн, из которых 40% отправлено из Хабаровского края (-17,9% к уровню 2022 года), а 38% (+4,6%) и 16% (+34,1%) – из Иркутской области и Красноярского края соответственно. – Теоретически эти, расположенные западнее, субъекты могут быть в группе риска, – заключил эксперт.
Напомним, в грузопотоке на железнодорожной инфраструктуре с ограниченной пропускной способностью продолжат доминировать грузы, перевозимые по отдельным указам. Новую версию правил недискриминационного доступа (ПНД) перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта утвердили постановлением правительства 27 мая 2024 года. LR
Подробнее: