Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагает внести ряд изменений в закон об ОСАГО. В документе говорится о закреплении в законе «безальтернативного права страховщика организовать и оплатить ремонт» автомобиля, исключив возможность отказа потерпевшего от выбора станции технического обслуживания автомобилей.
По словам старшего андеррайтера (автострахование) ООО «Панди Транс» Владислава Кузнецова, при потоковом страховании риск мошенничества на этапе ремонта возрастает, и страховщики хотят эти риски снизить. Ужесточение требований при выборе станции техобслуживания даст некоторые гарантии того, что услуги оказаны на должном уровне, считает собеседник «Логируса». – В текущих условиях, когда автовладельцы сталкиваются с нехваткой оригинальных запчастей, и на рынке активно обсуждаются допустимые пределы использования б/у деталей, ужесточение требований со стороны страховщиков вполне закономерно. Позиция нашей компании всегда принципиально состояла в том, что клиент может выбрать удобную ему СТО, – подчеркнул Владислав Кузнецов.
Осенью 2022 года коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев был расширен на 26% вверх и вниз. Центробанк обосновал это необходимостью для страховщиков эффективнее учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей.
По словам представителей службы сервиса и ремонта транспортно-экспедиционной компании ГЛТ, понижения тарифа не было замечено: в 2022 году полис ОСАГО стоил на 15-25% дешевле. Стремление страховщиков увеличить свою прибыль понятно, но в данной ситуации не обосновано, считают в компании.
– ОСАГО – обязательный вид страхования. Эксплуатация транспортного средства без ОСАГО запрещена. Отказаться от него не представляется возможным, так как это влечет за собой не только штрафы за отсутствие полиса, но и финансовые, и репутационные риски. В ГЛТ застраховано 100% автопарка, в среднем, стоимость страховки на одно транспортное средство составляет около 40 000 рублей. Альтернативой может быть только выбор страховой компании. На этом варианты исчерпаны, – пояснили специалисты. Кроме того, отказ от ОСАГО может быть и нецелесообразным с финансовой точки зрения. В 2023 г. водителей без ОСАГО могут начать штрафовать с использованием видеокамер: 5 000 рублей за один день нарушения. Об этом рассказал «Известиям» глава ВСС Евгений Уфимцев, хотя в МВД пока не подтвердили официальный запуск программы. В случае, если система будет запущена, штрафы за неделю без ОСАГО будут соразмерны стоимости самого полиса.
Тем не менее, среди правозащитников есть те, кто считает, что лишение возможности выбора станции техобслуживания и использование подержанных запчастей приведет к массовым отказам от ОСАГО. В практике управляющего партнера юридической компании «ШАГИ» Андрея Шаркова часты случаи с исками к виновникам ДТП, у которых не застрахована ответственность. На судебных заседаниях они объясняют свое решение так: ОСАГО для них дорогостояще и не дает полного страхования и защиты. – То есть, даже в случае выплаты страхового возмещения предъявляются требования еще и к виновнику. Разницу между рыночной стоимостью ремонта и стоимостью, рассчитанной по правилам страхового возмещения, взыскивают с них. Соответственно, им приходится платить не только за страхование ответственности, но и после попадания в ДТП, – пояснил эксперт.
Кроме того, собеседник «Логируса» считает, что использование в ремонте бывших в употреблении запчастей, вызовет множество споров, поскольку эти детали, как правило, не соответствуют требованиям завода-изготовителя. Собеседник заявил, что они, как юристы, будут предлагать клиентам провести соответствующую экспертизу, чтобы выяснить качественные ли детали установлены, и, в противном случае, предъявлять требования к страховщику, который отвечает за качество ремонта. Его мнение отчасти разделяет совладелиц сервиса «Автосвита» Александр Посеницкий. Ничего предосудительного в использовании б/у деталей собеседник не видит: такая практика, по его словам, была и раньше, без государственного разрешения, но вот ответственность при проверке и установке использованных компонентов – будет большая.
– В свете нынешних ситуаций, чтобы транспорт мог использоваться, такие меры необходимы. Я считаю, что ответственность ляжет на тех людей, которые устанавливают эти запчасти: установщиков, механиков. Важно, чтобы их квалификации хватило для отбраковки некачественных запчастей, если мы говорим о комплектующих подвески, тормозов, двигателя и так далее. По своему опыту сервисмена могу сказать, что б/у запчасти по качеству бывают выше тех новых китайских неоригинальных запчастей, которые поставляются сейчас на рынок, – заявил Александр Посеницкий.
Однако эксперт добавил, что и среди б/у запчастей сейчас наметился дефицит из-за закрытия «авторазборок», торговавших заграничными комплектующими, в связи с усложнением логистики.
Напомним, с 13 сентября 2022 года, по указу Центробанка, нижний и верхний барьеры базовых тарифов ОСАГО раздвинуты в обе стороны. Верхняя планка цены за полис ОСАГО для юридических и физических лиц, владельцев транспортных средств категорий «C» и «CE» с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, поднялась с 7 884 до 9 934 рублей. А с разрешенной максимальной массой более 16 тонн – с 11 871 до 14 957 рублей. LR