Из письма следует, что после взрыва на Крымском мосту в октябре 2022 года доставка сельхозпродукции на материковую часть России осложнилась. Керченская переправа в первую очередь используется для жизненно необходимых и скоропортящихся грузов, а сухопутный коридор через новые регионы – для военных нужд. В результате, пишет Павел Лебедев, крымские хозяйства не могут реализовать урожай, что грозит нехваткой оборотных средств и, как следствие, срывом посевной кампании 2023 года.
В Крыму, отмечается в обращении, нет мощностей для переработки масличных. Закупочные цены на пшеницу в местных портах «необоснованно упали» до 11 тыс. рублей за тонну против около 14 тыс. рублей за тонну в Новороссийске.
Как сообщал ранее глава Крыма Сергей Аксенов, в 2022 году сбор зерновых в Крыму вырос более чем на 33%, до 2 млн тонн, урожай масличных увеличился на 37%, до 200 тыс. тонн год к году. Для сравнения: по данным Росстата, во всей России в 2022 году собрано рекордных 150,98 млн тонн зерна и 25,65 млн тонн масличных.
До 2022 года крымское зерно, которое не потребляли местные животноводы и мукомолы, отгружалось через терминалы для рейдовой перевалки в порту Кавказ. По данным «Reuters», пшеница из Крыма в 2022 году активно поставлялась в Сирию. Три находящиеся под санкциями США судна вывезли из Севастополя более 500 тыс. тонн, сообщало агентство. За первую половину сезона через крымские терминалы отгружено до 800 тыс. тонн зерна – это рекордный объем, подчеркивает «Ъ». Низкие цены связаны с рисками, неготовностью работать в местных портах глобальных трейдеров, ограниченным количеством потенциальных покупателей зерна внутри Крыма.
Два крымских сельхозпроизводителя называют основной проблемой низкие цены на продукцию, которые делают продажи нерентабельными. В Объединенной зерновой компании, которая управляет Новороссийским комбинатом хлебопродуктов (НКХП), поясняют, что мощности по отгрузке зерна на НКХП максимально загружены до марта 2023 года. Там ведут строительство новой пристани и переоснащение пунктов приема для наращивания возможности годовой перевалки НКХП с 7,1 млн тонн до 11,6 млн тонн к 2025 году.
Директор «СовЭкона» Андрей Сизов отмечает, что нехватка вагонов для перевозки зерна сегодня фиксируется по всей стране – это ключевое инфраструктурное ограничение для зернового экспорта. По его словам, на конец 2022 года сроки ожидания зерновозов достигали 2-3 месяцев. Однако сейчас ситуация улучшается: заявки на перевозки планируются на месяцы вперед и проблемы с сезонным всплеском сглаживаются.
Напомним, Объединенная зерновая компания намерена заказать 14 новых морских сухогрузов российского производства для перевозки зерна в развивающиеся страны и до 2025 года приобретет 5 сухогрузов на вторичном международном рынке. LR
Подробнее: