Новости

Продукция финской Nokian Tyres никуда не исчезнет. Выход найден

«Татнефть» приступила к согласованию сделки по покупке шинного бизнеса Nokian Tyres. Завод финского концерна в Ленобласти сейчас продолжает выпуск шин Nokian, но российские «дочерние» компании уже подали заявки на регистрацию новых товарных знаков Ikonan, Ikon, Ivanor и Torsten. На проектную мощность около 17 млн шин в год рассчитывают выйти во втором квартале 2023 года, сообщает «Ъ».

В ФАС поступили ходатайства ПАО «Татнефть» о приобретении 100% ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Хакка Инвест» и ООО «Нокиан Шина» у компании Nokian Tyres, антимонопольной службе.

«Нокиан Тайерс» — это производственная часть бизнеса Nokian в РФ, «Нокиан Шина» — торговая компания. Финская компания сама сообщала о подписании соглашения о продаже своего российского бизнеса «Татнефти».

Завод Nokian Tyres во Всеволожске работал с 2005 года.
В 2021 году на Россию приходилось 20% продаж марки и 80% выпуска.
Сейчас предприятие продолжает выпуск продукции. Уровень загрузки площадки в российском офисе компании не называют.
Производственные мощности завода составляют 17 млн шин в год, весь рынок легковых шин РФ в последние годы составлял около 30–40 млн штук в год.

В 2021 году доля Nokian Tyres в РФ достигла 16,6%.

В этом году попавшая под санкции компания вынуждена была продать бизнес «Татнефтехиминвест-холдингу» (49% у Татарстана).

Неизвестно сохранит ли «Татнефть» права на технологии Nokian. «Нокиан Тайерс» имела права на товарные знаки Nokian Tyres при производстве автомобильных шин.
Недавно компания подала заявки на несколько товарных знаков — 9 декабря на наименование «Торстен» и Torsten, 24 октября — на Ikonan, Ikon и Ikon Tyres.
Торговая компания «Нокиан Шина» 24 августа подала заявку на товарные знаки Ivanor Service & Market, Ivanor и Иванор.
Загрузка завода во Всеволожске «хотя бы на проектную мощность» при сохранении выпуска схожей линейки шин осложнится как необходимостью выхода на другие рынки, так и поставками сырья. У «Татнефти» есть выпуск синтетического каучука, но в российской Nokian упоминали, что натуральный каучук (особенно в зимних шинах) заменить на эрзац почти невозможно.

13 декабря начался выпуск на ТОО KamaTyresKz (СП «Татнефти» и казахстанской «Аллюр») в Казахстане, которое в 2024 году будет производить 3,5 млн шин в год.

Кроме того, «Татнефть» в начале декабря подписала соглашение с «Узкимёсаноат» о выкупе узбекистанского ООО «Биринчи резинотехника заводи» — в 2021 году завод изготовил 244,9 тыс. шин для автомобилей при мощности 3 млн штук и 4,63 тыс. шин для сельхозтехники под брендом BARS.

Напомним, по подсчетам ЦРПТ на 1 июля 2022 года, на складах в РФ находятся более 77 млн шин и покрышек при среднемесячном объеме потребления на уровне 4 млн. При этом, больше всего в стране запасов зимней резины, как шипованной, так и нешипованной – более 30 млн покрышек. LR

Подробнее:
Новости отрасли