Французские железные дороги (SNCF Reseau) подняли тарифы на закупку электроэнергии для тяги для железнодорожных перевозчиков на 2023 год в 8,5 раза — с €56 до €473,5 за 1 МВт•ч. Как сообщила ассоциация Alliance 4F (Fret Ferroviaire Francais du Futur), которая объединяет железнодорожных перевозчиков и операторов, отсутствие господдержки при таком росте энергоцен несет в себе риск роста расходов по всей транспортной цепочке страны, в том числе при мультимодальных перевозках, на 15–20%.
Месяц назад Alliance 4F обратилась к министру транспорта Пятой республики Клеману Бона установить потолок цены на электроэнергию для тяги на уровне €180 за 1 МВт•ч и просубсидировать расходы операторов на оплату услуг SNCF Reseau. Однако Правительство проигнорировало просьбу. В сентябре британская Network Rail пожаловалась, что расходы на электроэнергию для тяги возрастут в 2023-2024 годах с £595 млн до £885 млн, а совокупные операционные расходы на энергетику – с £670 млн до более чем £1 млрд.
По оценкам Community of European Railway and Infrastructure Companies (CER), железные дороги Европы на сегодняшний день уже закупают электроэнергию по средней стоимости €200 за 1 МВт•ч. Максимальная зафиксированная цена – €870 за 1 МВт•ч. На следующий год ожидается средняя закупочная цена в €300-400 за 1 МВт•ч, а по прогнозам железнодорожных операторов – на уровне €500. По данным Евростата, железные дороги Европы потребляют 50 млрд кВт•ч электроэнергии в год, то есть на них приходится примерно 2% электропотребления в ЕС.
Согласно оценкам CER, дополнительные расходы железных дорог Евросоюза с учетом высокого уровня их электрификации, вызванного ростом цен на энергоносители, составят €10 млрд в год. Рост стоимости электроэнергии для железных дорог обостряет их конкуренцию с автотранспортом и вызывает замещение электротяги, преобладающей в ЕС (80% грузо- и пассажирооборота), тепловозной тягой. В Венгрии, где электрифицировано более 90% железнодорожных перевозок, в этом году компании в целях экономии стали выводить на сеть тепловозы вместо электровозов.
Как отмечают в своем заявлении Европейская ассоциация грузовых железнодорожных перевозок (ERFA), Международный союз операторов подвижного состава (UIP) и Международный союз мультимодальных перевозчиков «железная дорога-автотранспорт» (UIRR), цены на электроэнергию для тяги выросли в ЕС на 300-1000%, в то время как стоимость дизельного топлива – только на 70%.
– Без вмешательства со стороны стран-членов ЕС возросшие цены на электроэнергию в итоге приведут к снижению доли железнодорожного транспорта или даже уходу от него к более энергоемкому, но более дешевому автотранспорту, работающему на нефтяных видах топлива, – предупреждает CER.
Германский бундестаг на днях одобрил снижение стоимости электроэнергии для промышленности до 13 центов за 1 кВт•ч, такая льготная цена действует на 70% объема потребления предприятия (на основе данных за 2021 год). Конор Фиан из ERFA надеется, что принятые Германией меры поддержки в том числе железных дорог вызовут эффект домино в других странах Евросоюза. Но в целом, цитирует его RailFreight.com, «подход стран-членов ЕС варьируется от очень скромной помощи до ухудшающих ситуацию мер по субсидированию стоимости дизельного топлива».
Напомним, во II квартале 2022 года число банкротств в Европе в месячном выражении выросло на 2,9%. В III квартале увеличилось на 16,3% по сравнению с итогами II квартала. Аналитики Eurostat объясняют волну банкротств подорожанием энергоносителей. LR
Подробнее: